История из психологической практики
Дело было осенью 2018 года.
Ко мне обратилась женщина с просьбой написать психологическое заключение для суда для установления графика встреч бывшего мужа с сыном.
Из соображений конфиденциальности назовем нашего героя Димой. Диме всего 3 года. Все остальные имена также изменены.
Мама Димы заметила, что после встреч с отцом сын становится нервным, капризничает, плохо спит по ночам. Папа Димы появлялся в жизни ребенка редко: примерно раз в 3 месяца. Все это время мальчик его ждал, спрашивал об отце, скучал по нему. Потом постепенно начинал привыкать к его отсутствию, успокаивался и даже переключался на фигуру отчима. И тут родной отец вспоминал о ребенке и внезапно объявлялся. Каждый раз мальчик испытывал сильный стресс от таких неожиданных визитов.
Важная деталь: показания ребенка в возрасте до 10 лет не считаются действительными для выноса судебного заключения.
Как проводится детская психодиагностика
В этом возрасте у ребенка еще не до конца сформированы аналитические способности. Это связано с особенностями развития головного мозга.
Считается, что ребенок пока еще не способен делать самостоятельные умозаключения. Он может повторять чужие слова, его могут научить говорить «то, что надо», но все это может оказаться ложью и выдумкой.
В этом возрасте ребенок полноценно может только чувствовать. А за чувственную сферу у человека, как известно, отвечает Бессознательное. Вот оно-то никогда нас не обманывает.
Именно поэтому для диагностики детей часто используют проективные и ассоциативные тесты. Это могут быть рисуночные тесты или игра в ассоциации. Бессознательное говорит с нами языком образов. И по ним мы понимаем какие в них зашифрованы чувства и скрытые смыслы.
Многие из вас слышали о таком тесте, как «Рисунок семьи». Ребенку предлагают нарисовать его семью. При этом не уточняют, с кем в настоящее время он живет. И тогда при помощи выбора цвета, сюжета и других деталей рисунка психолог может понять эмоциональное состояние ребенка и как тот воспринимает каждого члена семьи.
Проективные тесты через краски и образы дают понять, что творится в детской душе. Но в нашей истории мальчик Дима был настолько мал, что у него не получилось нарисовать даже такой рисунок. В ответ на мою просьбу он выдал какую-то «каля-маля», и тогда …. я достала ящик с игрушками. Мы с Димой стали играть в «Волшебный лес».
Сюжет игры сводился к следующему: «Представь, что все твои родственники и друзья попали в волшебный лес. И там они превратились в разных животных. Выбери из этого ящика игрушки, на которого похож каждый персонаж».
В задании специально задается широкая рамка для выбора: ребенок может выбирать любые игрушки под любого человека, какого захочет. А задача психолога состоит в том, чтобы наблюдать за очередностью выбора фигур, за психологическим смыслом персонажей и за объяснениями ребенка почему он выбрал именно эту фигурку.
Первой Дима выбрал фигурку Кошки, сказав, что это мама. Такой приоритет в выборе указывает на то, что мать для ребенка является главной фигурой в семейной системе отношений.
Второй фигурой стала фигура Большого Кота — «Это папа Сережа», сказал ребенок про своего отчима. Далее мальчик выбрал фигурки, на которые похожи бабушки и дедушки: самолетик — дедушка Витя из Каслей («потому что веселый»), паук — дедушка Коля («он живет в саду»), ежик в очках — бабушка из Екатеринбурга.
Мальчик заметил, что больше всего любит ездить к бабушке в Екатеринбург. Отца Анатолия ребенок вообще не выбрал, как будто бы тот совсем не присутствует в жизни ребенка.
Когда Диме был задан уточняющий вопрос: «А на кого похож Толя?» Мальчик заметно погрустнел и выбрал фигурку черепахи. На вопрос: «А как ты относишься к черепахам?», ребенок ответил: «Я их не люблю». Мы видим, что образ медлительной черепахи мальчик четко связывает с образом отсутствующего в его жизни отца, который не проявляет интерес к сыну.
Для полноты картины мы поиграли с Димой еще в несколько игр, по результатам я и составила заключение для суда.
Через несколько дней мне позвонила адвокат моей подопечной и сообщила, что суд принял то решение, на котором настаивала мать ребенка.