Основы воспитания подростков
Возраст 12-19 лет — это время интеграции и проверки приобретенных навыков на всех предыдущих стадиях развития. Именно поэтому поведение подростка так противоречиво.
Сейчас ваш ребенок отвечает себе на самый главный вопрос: «Кто я?»
Это стадия идентификации, сексуальности и отделения от родителей.
Задачи возраста:
- Определить и утвердить свой статус.
- Выйти из семьи и моральных оценок окружающих.
Актуальными становятся потребности:
- Стремление к независимости с одновременным желанием сохранить отношения с людьми, которые заботятся.
- Получить информацию о сексе и опыт отделения от родителей.
- Доработать ранее незавершенные проблемы развития
- Научиться формированию отношений с разными людьми
На этом этапе ребенок должен постепенно сформироваться в отдельную, независимую личность с собственной идентичностью и ценностями. Для этого ему предстоит сделать новые шаги к независимости, достигнуть большего эмоционального отделения от семьи, быть компетентным и отвечать за собственные потребности, чувства и поведение. Кроме того, ему предстоит связать свою сексуальность с задачами развития ранних стадий.
Типичное поведение подростка:
Юные герои предпринимают часть действий для своей идентификации и отделения, повторяя задачи предыдущих стадий: существования (0-6 мес.), действий (6-18 мес.), мышления (1,5-3 г.), идентичности и силы (3-6 лет), структуры (6-12 лет) с новой информацией, а иногда и со смущающим давлением проявляющейся у них сексуальности.
Следовательно, подростки могут вести себя очень по-взрослому в одних ситуациях, и незрело в других. Вот как это происходит:
Возраст, лет | 13 лет | 14 лет | 15-17 лет | 16-19 лет |
Повторение стадии | 0-18мес. | 2 года | 3-5 лет | 6-12 лет |
Типичное поведение |
Иногда ведут себя назависимо, а иногда хотят, чтобы их кормили и заботились о них Исследуют новое, но не всегда заботятся о соответствии стандартам и завершении дел |
Пытаются независимо мыслить Иногда логичны и компетентны наряду с приступами бунтующего поведения |
Пробуют свою силу и способности справляться с проблемами Задают вопросы «зачем» и «почему» Пробуют новые роли в отношениях со своим и противоположным полом |
Ищут свое место в структуре Ведут себя ответственно и по-взрослому с внезапными кратковременными возвратами к поведению по проверке правил Могут нарушать правила как часть процесса отделения от родителей |
Запреты и предписания
«Не расти!», «Не делай этого!», «Не проявляй свою сексуальность!», «Не демонстрируй свою половую принадлежность!» (что ты девочка/мальчик)
Телесные проблемы:
- Отставание в половом и физическом развитии
- Депрессивность, склонность к суициду
- Недостаток внутреннего контроля
- Скрывание чувств под возбуждением, сексом, гневом, страхом
- Зависимость от наркотиков, секса, сверстников
- Плохая гигиена
Проблемы во взрослой жизни:
- Зависимость от других в удовлетворении потребностей.
- Чрезмерный бунт или зависимость от родительской семьи.
- Отсутствие интимных отношений. Сексуальные проблемы.
- Бунтарство. Бросает вызов людям с авторитетом. Ему необходимо подчиняться или протестовать.
- Хочет выделяться среди других, т.к. его жизненный стиль уникальный или нонконформистский.
- Демонстрирует беспорядок в тождественности: «Я не знаю кто я есть!»
- Потребность «быть выше», мстительность.
Для родителей подростковый возраст — самое настоящее испытание. Однако не стоит принимать подростковый бунт на личный счет.
Важно помнить, что несмотря на видимый протест, ваш ребенок вас любит и нуждается в вас. Поэтому если вы испытываете сложности в общении со своим чадом, приходите на консультацию. И мы разберемся как найти к нему подход.
- Как принять взросление детей
- Как общаться с подростком в летние каникулы (аудио)
- Откровения нелюбимой дочери
- Плохой бойфренд
- Как выбрать подарок подростку
- Другие материалы по теме детско-родительских отношений