Что делать, если у вас вредный начальник
Все мы хотели бы видеть своих руководителей вежливыми, терпеливыми, выдержанными, компетентными. Но найти общий язык с боссом порой бывает сложно. Что делать?
Выход есть, и даже не один. Воспользуйтесь данными рекомендациями, если вы твердо уверены, что место работы вам подходит, и у вас достаточно причин, чтобы оставаться на своем месте.
У каждого варианта — свои преимущества и трудности. Рассмотрим их.
Вариант 1: ничего не предпринимать и продолжать работать.
Такой подход относительно безопасен с точки зрения сохранения рабочего места: не сопротивляешься — не уволят. Но вместе с тем подобное бездействие лишает вас возможности профессионально развиваться, в худшем случае — грозит психическим срывом или болезнью, если общение с начальником становится невыносимым.
Вариант 2: поменять руководителя.
Действительно, бывают случаи, когда приходится это делать. При этом важно точно знать, что вы не поторопились с таким радикальным решением, что все возможные способы налаживания контакта использованы.
Прежде чем оставить эту работу, оцените серьезность проблемы, вашу готовность к уходу, а также последствия такого решения.
Вариант 3: воздействовать на руководителя, пытаясь изменить его.
Управление руководителем, как бы странно это ни звучало, еще одна, помимо рабочих процессов, сфера деятельности сотрудника.
Однако здесь речь идет не о манипуляциях в угоду своим интересам, а о том, чтобы самому включится в организацию работы: проявить разумную инициативу; предлагать решения, побуждать к делегированию.
Помогая руководителю решать его задачи, вы подвигаете его к ответному ходу — к шагу вам навстречу.
Вариант 4: изменить свое отношение и поведение
Чаще всего, меняя свое отношение к происходящему, мы обретаем больше шансов изменить ситуацию.
Проанализируйте сильные и слабые стороны своего руководителя. Изучите его. Тогда вы сумеете обойти «горячие точки» его характера.
На этом этапе анализа важно не увлечься обвинениями в адрес начальника, нужно просто сосредоточиться на объективных данных.
Если вам это удастся, то вполне возможно, что вы можете оказаться довольны. Тогда следует переходить к процессу адаптации и подстройки. Определите его стиль управления и поймите как вам его использовать.
Опыт показывает, что наиболее часто встречаются два стиля управления: авторитарный и демократичный.
Авторитарный характеризуется единоличностью решений, большой дистанцией, нетерпимостью к возражениям.
Этот стиль управления потребует от сотрудника четкого исполнения стандартов и инструкций, соблюдения субординации, высокой организованности и сдержанности. В сложных случаях пригодится такое качество, как стрессоустойчивость.
Демократичный босс, наоборот, открыт для общения, готов выслушать разные мнения, ожидает разумной дисциплины, поощряет инициативу, комбинирует методы мотивации.
Подчиненному такого руководителя нужно использовать все преимущества демократии для повышения эффективности собственной работы и личного профессионального развития.
Однако злоупотреблять предоставленной свободой не стоит. Выясните ожидания босса и оправдайте их.
Самый простой и надежный способ узнать, чего ждет от вас и вашей деятельности руководитель, — спросить у него! Как говорил Конфуций, тот, кто задает вопросы, может показаться глупым лишь на мгновение, а тот, кто ничего не спрашивает, обречен оставаться глупым на всю жизнь.
Конструктивно реагируйте на критику. Безусловно, выслушивать замечания не нравится никому. Конструктивная реакция на критику обязательно должна содержать в себе решение проблемы. Если сотрудник ограничивается только оправданиями и извинениями типа: «Извините, я даже не знаю, как это получилось…», это ошибка.
Если критика справедлива и причина ее — ваши действительные промахи, то придется признать ее обоснованность и сообщить о том, что конкретно вы намерены сделать для исправления ситуации.
Если критика носит туманный характер, то сначала следует ее спокойно выслушать, не принимая на свой личный счет, а затем задать уточняющие вопросы для выяснения сути и, наконец, исправить ситуацию.
Нашим боссам может не нравиться многое: опоздания, неадекватный внешний вид сотрудника, беспорядок на рабочем месте, жалобы, сплетни и разговоры «за спиной», неоправданная трата времени.
Еще больше им не нравится, когда все вышеперечисленное повторяется снова и снова.
При общении с «трудным» начальником вам пригодятся навыки самообладания, поскольку рабочие процессы предполагают психологически «взрослую позицию» в коммуникации. Эмоциональная реакция на происходящее будет вас ослаблять.
рекомендации для сохранения взрослой позиции при взаимодействии с руководителем:
- Будьте профессиональны: соблюдайте рабочие стандарты, установленные в компании.
- Будьте наблюдательны: обращайте внимание на прямые и косвенные замечания и комментарии вашего руководителя, а также на его невербальную реакцию, относящиеся не только к вам, но и к остальным сотрудникам.
- Сделайте выводы и не повторяйте ни своих, ни чужих ошибок.
- Будьте лояльны и проявляйте уважение. Любой руководитель вправе рассчитывать на лояльность своего сотрудника, на его готовность выручить в трудной ситуации, защитить репутацию шефа.
В ряде случаев именно требование к лояльности может преобладать над всеми остальными вашими компетенциями. Лояльность — одна из основ доверия.
5. Демонстрируйте уважение к руководителю: к его статусу, репутации, мнению (даже если вы с ним не согласны), стилю управления (даже если вам пока не удалось к нему привыкнуть).
Чем лучше вы сможете понять своего шефа, тем проще вам будет подстроиться под его рабочий стиль. Тем меньше времени и усилий займет этот процесс.
Если ваш босс «особенный».
Если все предыдущие рекомендации не вызвали у вас отклика, значит, ваш начальник требует специального подхода. Он может быть молчаливым, недоступным (слишком занятым) для общения с вами, скрытным или непоследовательным.
«Особые» ситуации имеет смысл обсудить на личном приеме. Возможно, решение проблемы лежит на поверхности.
Справедливости ради надо отметить, что руководителю тоже бывает нелегко управлять коллективом. Чем быстрее вы найдете подход друг к другу, тем легче и продуктивнее сможете работать и дальше.