Стадия идентичности и силы
В этот период ребенок учится самоконтролю над своими желаниями. Он ищет ответ на вопрос: «Как много я могу себе позволить?» »
Это время проверки власти, когда необходима адекватная система подкрепления.
Ребенок учится проявлять силу, чтобы повлиять на взаимоотношения, утверждает себя как отдельную личность, исследует свое влияние на других и свое место в группе.
Задачи развития:
— Понимать, что поведение имеет последствия
— Отделять фантазии от реальности
— Осознавать, над чем он имеет власть, а над чем нет
— Приемлемому в обществе поведению
— Удовлетворять свои желания без чувства вины
— Продолжать решать задачи развития предыдущих этапов
Типичное поведение ребенка 3-6 лет
- Начинает учиться отношениям власти, наблюдая и устраивая борьбу за власть
- Устраивает игры-фантазии (возможно, с воображаемым партнером)
- Собирает информацию: как, почему, когда, как долго и т.д.
- Начинает интересоваться играми по правилам
- Пробует различные роли в ролевых играх
- Учится приемлемому в обществе поведению
Запреты, блокирующие нормальное развитие:
«Будь осторожен!», «Не будь сильным!», «Веди себя так, чтобы не терзать мое сердце!», «Не будь открытым!», «Будь как я!» (здесь происходит передача своих страхов ребенку)
Телесные проблемы в случае запретов:
Следующие признаки укажут вам на то, что идет сбой в развитии:
-
-
-
-
-
- У ребенка недержание мочи, ночные кошмары
- Он демонстрирует чрезмерный страх, тревожность
- Появляются ритуалы вокруг пищи
- В поведении преобладают крайние формы: либо застенчивость и сверхадаптивность, либо агрессивность
- Есть проблемы с обучением
- Социально неприемлемое поведение
- Он игнорирует свои чувства и потребности
-
-
-
-
Проблемы во взрослой жизни:
Такие дети часто вырастают «мечтателями»:
-
-
-
-
-
-
-
-
- Они склонны к компьютерной зависимости, любят «Фентэзи», поскольку не чувствуют себя способными влиять на что-либо в реальном мире.
- Им свойственны страхи: «Мне нельзя», «Я не должен» и мечты о Санта Клаусе: «Хотел бы я…», «Когда все будет хорошо…»
- Любят перекладывать ответственность на других, склонны к манипулированию людьми
- Испытывают проблемы с обменом веществ, кровообращением
- Демонстрируют ригидное и педантичное поведение. Не могут придумывать и давать задания. Боятся попробовать что-то новое.
- Могут быть проблемы с идентификацией пола.
- Проблемы особенно обостряются при прохождении возрастных циклов.
-
-
-
-
-
-
-
В этом возрасте у ребенка формируется здоровое чувство вины и совесть. Родителям очень важно не перебарщивать с чувством вины, иначе вырабатывается чувство ответственности за чувства и поведение других людей. Развод родителей в данный период жизни усиливает эту черту характера. В будущем ребенок склонен выбирать роль «Спасателя» или «Жертвы».
Как сохранить разумный баланс между дозволенным и запрещенным, как правильно давать запреты и развивать самостоятельность я расскажу вам на личной консультации. Тем более, что для мальчиков и девочек — разные правила. Если вы чувствуете, что вам нужна поддержка — обращайтесь, и вы получите «ключи» к вашему чаду.
Другие полезные материалы по теме «Воспитание детей и детско-родительские отношения»