Каждые 12 лет актуализируются задачи названных ранее возрастных периодов. Человеку вновь и вновь приходится сталкиваться с их вызовом.
В зависимости от того, насколько человек справился с этими задачами в детском и последующим возрастах, он может чувствовать либо неуверенность в своих силах, либо справляться с возникшими проблемами.
Кроме того, есть ряд обстоятельств, когда задачи возраста также напоминают о себе. От полученных ранее навыков будет зависеть стрессоустойчивость и эффективность человека в проблемных ситуациях.
Таблица активизации возрастных циклов человека во взрослой жизни
Период развития | Стадия развития, когда формируются соответствующие данному возрасту навыки | Обстоятельства взрослой жизни, в которых человек может попасть в данное состояние и проявить в нем либо приобретенные навыки, либо неумение справляться с обстоятельствами | Возраста повторения этапов развития |
0 — 6 мес. | Стадия существования: «Безопасен ли мир?» | -Ранний подростковый возраст -период болезни, стресса усталости -при получении психической травмы |
12-12,5 лет 24-24,5 36-36,5 48-48,5 60-60,5 72-72,5 84-84,5 |
6 мес. — 1,5 года | Стадия действий:Что я умею? | -Подростки в возрасте 13-14 лет, -при переходе на новую работу или начале нового дела, -при вступлении в новые взаимоотношения, -при освоении новых навыков, обучении |
12,5-13,5 лет 24,5-25,5 35,5-37,5 48,5-49,5 60,5-61,5 72,5-73,5 84,5-85,5 |
1,5 — 3 года | Стадия мышления: Могу ли я управлять обстоятельствами моего поведения?» | Средний подростковый возраст 14-15 лет | 13,5-15 лет 25,5-27 37,5-39 49,5-51 61,5-63 73,5-75 85,5-87 |
3 — 6 лет | Стадия идентичности и силы: «Как много я могу себе позволить?» | -Подростки 15-18 лет -люди, решившие стать самими собой и добиваться того, что им нужно -люди, отказывающиеся от устаревшего неадекватного образа жизни -люди, отказывающиеся от костылей и осваивающие более здоровый образ жизни |
15-18 лет 27-30 39-42 51-54 63-66 75-78 87-90 |
6 -12 лет | Стадия структуры: «Способен ли я?» | -Молодые люди 18-24 лет -Люди всех возрастов, попадающих в новые общественные условия (организации, новый бизнес, группы, семьи, выход на пенсию) |
18-24 года 30-36 42-48 54-60 66-72 78-84 90-96 |
Хорошая новость состоит в том, что провалы в развитии можно устранить во взрослом возрасте. Для этого необходимо вернуться в проблемный период и переписать неэффективные стратегии поведения в ментальном пространстве памяти.
Если вы заметили, что где-то не справляетесь, чувствуете нехватку внутреннего ресурса, мы можем сделать эту работу вместе. Здесь уже требуется формат психотерапии, поскольку работать придется в области бессознательного.