Стадия мышления
На этом этапе малыш учится вырабатывать баланс между ограниченным и дозволенным, получает первые навыки самоконтроля. Ребенок отвечает себе на вопрос: «Могу ли я управлять обстоятельствами своего поведения?»
Он проверяет свои мыслительные способности, пытается понять логику родителей, познает наличие ограничений, связь между причиной и следствием, а также осваивает умение брать паузу.
Задачи развития на этом этапе:
- Научиться причинно-следственному мышлению на основе анализа своих чувств и потребностей, и решению проблем на этой основе
- Развить способности самостоятельного мышления
- Проверить реальность, сталкиваясь с ограничениями и противодействием других людей
- Выражать гнев и другие чувства
- Начинать отказываться от представления, что он — центр Вселенной
- Отделяться от родителей, не теряя их любви
- Начинать выполнять простые команды для обеспечения безопасности
- Продолжать решать задачи развития предыдущих стадий
Типичное поведение:
- Начинает играть «около» других детей, но еще не с ними.
- Пытается быть аккуратным, иногда даже навязчиво.
- Иногда выполняет простые команды, иногда сопротивляется.
- Ведет себя вызывающе: «Нет, не буду, и ты меня не заставишь!»
- Может устраивать вспышки гнева, истерики.
Изменение поведения в случае наказаний и ограничений:
- Отстраненность, тревожность
- Сдерживание стула, гнева, дыхания
- Сверхадаптивность, пассивность
- Раздражительность, требовательность
- Выход из под контроля: ребенок бьет, кусает
Проблемы во взрослой жизни:
Отсутствие навыка принятия самостоятельных решений проявляется в характере и поведении человека следующим образом:
- Ему свойственна нерешительность: «Я не могу!»
- Он отказывается думать сам, склонен к послушной исполнительности
- Проблемы с зажимами переходных мышц (сфинктеров)
- Использует гнев для сокрытия других чувств
- Испытывает потребность в контроле других и себя
- Часто игнорирует чувства других людей
- Не позволяет другим пересекать свою границу
- Временами может демонстрировать заботливое поведение, обременяя других
- У него нарушен баланс «брать-давать»
Когда эти проблемы могут особенно обостриться во взрослой жизни
Ограничения, которые блокируют развитие навыка самостоятельного мышления, могут выглядеть так: «Не думай!», «Будь послушным», «Ты слишком мал, чтобы иметь свою собственную позицию», «Не имей потребностей, независимых от меня». Понятно, что звучать они могут по-разному, здесь передан их глубинный смысл.
Люди с блокировками в данной возрастной фазе представляют большую сложность для своих близких людей. Они не способны почувствовать чужую боль, и сами не в ладу со своими эмоциями. В межличностных отношениях склонны к садо-мазохизму и манипуляциям.
В карьере они либо стремятся к власти, либо отказываются от каких-либо достижений. Срабатывает убеждение: «Сам я не могу. Можно делать только то, что разрешено (авторитетом)». Нежелательные чувства вытесняются и стимулируют развитие психосоматических заболеваний.
Если вы испытываете какие-либо затруднения подобного рода или хотите научиться правильно вести себя со своим ребенком, запишитесь ко мне на консультацию.
Материалы по теме: Как избавиться от нерешительности