Стадия действия
В возрасте от 6 месяцев до 1,5 лет у малыша формируется способность проявлять инициативу, исследовать окружающий мир при помощи органов чувств (осязание, обоняние, тактильный контакт).
Он отвечает себе на вопрос: «Что я могу?» В зависимости от полученного ответа у ребенка либо развивается навык исследователя, либо безынициативность.
Задача этого этапа:
Познание мироздания через эксперимент: все потрогать руками.
Его основными потребностями являются: изучение, как делаются вещи, получение разрешения на манипуляцию с ними: два «Да» на каждое «Нет». Ребенок проявляет любопытство, стремится к самостоятельности, но с возможностью позвать воспитателя в случае необходимости.
На данной стадии малыш учится:
- Исследовать и входить в контакт с окружающим миром
- Развивать чувственное восприятие, используя все органы чувств
- Сигнализировать о своих потребностях
- Доверять себе и другим
- Продолжать формировать надежную привязанность к родителям
- Получать помощь в трудное время
- Развивать инициативу
- Продолжать решать задачи развития предыдущей стадии
- Понимать, что есть выбор, и что все проблемы легко разрешимы
Телесные проблемы в случае запретов и ограничений:
- Плохая координация мышц
- Легкость причинения себе вреда, частые травмы
- Гиперактивность, астма, аллергия
- Тревожность: ребенок может легко заплакать
- Безынициативность, отказ от попыток исследовать мир
- Пассивность, зависимость
- Медленное обучение всему новому
Проблемы во взрослой жизни:
Недостаток веры в себя может проявляться в следующем:
- Трудности мотивации (быстро все наскучивает)
- Избегает решения проблем; ждет, когда «само все разрешится»
- Суетливость, склонность к навязчивому поведению
- Ограничивает, одергивает себя, не позволяет себе что-то сделать
- Испытывает дискомфорт, когда ему самому надо позаботиться о себе
- Плохо осознает свои чувства и тело, часто травмируется, отрицает свои потребности
- Испытывает стыд, неуверенность в своих способностях
- Испытывает большой страх быть покинутым
Когда эти проблемы обостряются во взрослой жизни
Ограничения, которые могут блокировать нормальное развитие ребенка в этом возрасте, носят останавливающий действие характер: «Не мешай мне!», «Не лезь/не делай этого!», «Не будь любопытным!», «Давай я сделаю это за тебя!»
Гиперопека и желание уберечь свое чадо от неприятностей могут стать чрезмерными. Под воздействием ограничений у ребенка формируется «выученная беспомощность», которая заставляет его сомневаться в собственных силах. Фактически он получает скрытое предписание: «Ты не можешь! Ты слишком маленький для этого» и принимает решение «Так зачем же стараться?»
Как правило, в подобных случаях психологу приходится работать с мамой малыша. Молодой маме необходимо научиться справляться с собственной тревожностью, которая и является причиной ее неосознанного поведения.
Если же с такими проблемами человек сталкивается уже во взрослом возрасте, то помощь психолога здесь необходима. Психологическая работа позволяет изменить ложные убеждения, повысить уверенность клиента в себе, что позитивно влияет на его карьеру, личную жизнь и самоуважение.
Статьи по теме:
Другие материалы по теме воспитания детей и детско-родительским отношениям