Роль корпоративной культуры в управлении организацией
Далеко не все компании понимают до конца смысл и назначение корпоративной культуры.
Процесс ее формирования обычно заканчивается после написания соответствующего меморандума, в котором весьма пространно и путано описаны цель и миссия компании.
Многие менеджеры считают корпоративную культуру маркетинговым инструментом, хотя это — в первую очередь механизм управления, все остальное — вторичные, хотя и положительные эффекты.
Корпоративная культура возникает в любой структурированной группе людей. Причем она становится тем мощнее, чем дольше существует данная структура.
Часто функцию по созданию и разработке элементов и атрибутов корпоративной культуры берут на себя руководитель и топ-менеджеры компании. Однако без четкого «научного» управления этим процессом, без создания «якорей» корпоративного кодекса, без осознанного использования элементов корпоративной культуры в рекламных и PR-материалах, основной цели, а именно самоподдержания и саморазвития организации, — не достигнуть.
Современная наука и опыт зарубежных коллег накопили большой опыт в решении этой задачи. Профессиональный подход позволяет решить ее грамотно и элегантно.
Задачи корпоративной культуры
Чем команда отличается от просто хорошего коллектива? Тем, что люди в команде работают как одно целое.
Это происходит потому, что любая групповая работа состоит из взаимодействий между членами группы. И в команде такие взаимодействия — самые эффективные.
Однако, как бы ни доверяли друг другу члены группы, это будет практически бесполезно, если они не будут объединены единой целью, которая действительно вдохновляет; если не будет девиза и миссии; если люди не будут знать, ради чего они трудятся и как это делать лучше всего. Нужны четкие ориентиры. Все остальное можно «закрыть» личной харизмой лидера и преданностью его сподвижников, но без этих элементов такая команда — что пушка без снарядов.
Таким образом, основным назначением корпоративной культуры является эффективное командообразование и, как следствие, создание самоподдерживающейся и саморазвивающейся организации.
Главный «бонус» командообразования состоит в том, что это самый действенный способ разгрузить руководителя.
Для этого нужно:
- задать долговременную цель существования организации,
- создать корпоративные стандарты, которых необходимо придерживаться для эффективного достижения этой цели,
- убедить в правильности этих целей и стандартов сотрудников организации,
- внедрить механизм передачи (транслирования) этих корпоративных ценностей вновь прибывшим.
Программа развития корпоративной культуры организации, бизнеса:
1. Работа с руководителем над прояснением его видения основного назначения и будущего компании.
2. Работа с управленческой командой над прояснением видения топ-менеджерами основного назначения и будущего компании.
3. Согласование точек зрения руководителя/владельца и управленческой команды.
4. Написание корпоративного кодекса компании с указанием в нем цели, миссии, ценностей работающих в ней людей, девизов команды, норм и правил поведения, способствующих достижению цели организации.
5. Работа над повышением харизматичности компании через создание ее истории в нужном имиджевом ключе и ритуалов, что обычно способствует облегчению управления людьми.
6. Разработка и организация мероприятий по внедрению корпоративной культуры в практику. В частности, создание «поддерживающей среды» через атрибуты корпоративной культуры. Возможно проведение специальных командообразующих тренингов для улучшения взаимодействия в команде.
7. Разработка алгоритма передачи элементов корпоративной культуры новичкам, прибывшим в компанию, с целью их быстрого научения нормам и стандартам компании.
Потенциал корпоративной культуры
1. Перспективы развития Вашей компании (организации) станут более четкими и ясными.
2. Формирование у членов команды принципиально нового отношения к работе с позиции ответственности за конечный результат, соблюдение сроков и качества выполняемой работы.
3. Принципы и правила, утвержденные всеми членами команды, будут собраны в корпоративный кодекс компании и станут основой для ее активного функционирования и опорой для «выживания» в трудные времена. Существует определенный алгоритм написания корпоративного кодекса.
Технологии НЛП (нейро-лингвистического программирования) позволяют сделать формулировки более мотивирующими и максимально понятными.
4. Создание команды единомышленников или отдельных профессионалов, работающих «на все 100%», для достижения целей компании.
5. Устранение конфликтных и сложных ситуаций в коллективе, формирование результативных и открытых эффективных отношений между коллегами.
6. Вы получите самоподдерживающуюся организацию, которая не будет требовать Вашего неусыпного внимания, что заметно облегчит процесс управления компанией.
7. Безусловное выполнение людьми принятых на себя обязательств.
8. Вы можете время от времени вносить необходимые коррективы для управления ходом событий, в остальном же люди будут следовать нормам и правилам корпоративного кодекса.
Их продуктивность будет базироваться на высокой внутренней самомотивации.
Однажды созданная структура позволит Вам укрепить внутренний механизм управления и упрочит позиции Вашей компании на рынке.
Вам может быть интересно: статья «Имидж организации»