Стадия структуры
На этом этапе ребенок приобретает навыки социализации. Он включается в структуру общества через свое поведение. Формируется либо трудолюбие, либо неполноценность. Важно ответить себе на вопрос: «Способен ли я?»
Задачи возрастного этапа от 6 до 12 лет:
Научиться сотрудничать с другими людьми, кооперации, взаимозависимости и здоровому чувству соревнования.
Появляется потребность ощутить свою «умелость» и компетентность, а также получение признания за свой полезный труд. Ребенок учится:
- Думать и действовать; слушать, чтобы получать информацию и думать об услышанном.
- Выяснять правила в семье и узнавать о правилах вне семьи.
- Испытывать последствия нарушения правил.
- Понимать их адекватность.
- Обучаться навыкам, учиться на ошибках и решить быть успешным.
- Не соглашаться с другими и при этом оставаться любимым.
- Развивать внутренний контроль.
- Понимать, за что он отвечает, а за что — другие.
- Понимать, когда надо убегать, когда плыть по течению, а когда твердо стоять на своем — навыки здоровой адаптации.
- Развивать способности к сотрудничеству.
- Проверять свои способности, сравнивая их со способностями других.
- Идентифицироваться с собственным полом.
- Продолжать решать задачи развития предыдущих стадий.
Типичное поведение ребенка 6-12 лет:
— Задает вопросы, собирает информацию
— Бросает вызов родительским ценностям, спорит, доказывает.
— Может быть открытым и сочувствующим, сварливым или погруженным в себя, а также переходить из одного состояния в другое.
— Входит в группу одного с ним пола.
— Сравнивает правила, проверяет границы, не соглашается, устанавливает свои правила, нарушает и испытывает последствия этих нарушений.
— Учится и осваивает новые навыки
Запреты и предписания, препятствующие развитию новых навыков:
«Не думай, просто сделай это!», «Не делай ошибок!», «Сделай исключение!»
Телесные проблемы в случае запретов:
- Головные боли, проблемы в области живота, язвы.
- Тревога при выступлении на соревнованиях
- Проблемы с поведением в школе, психологические игры с целью манипулирования.
- Ложь, воровство, безответственность, незавершенные дела.
- Излишний бунт, издевательство, хныканье.
Проблемы во взрослой жизни:
- Жесткая система взглядов и оценок. Ему трудно быть близким.
- Проблемы с мотивацией, чувство вины; действование, не думая; незавершение дел.
- Принижение себя, если не первый. Постоянно сравнивает себя с другими людьми. Критикует их.
- Страх сделать ошибку. Демонстрирует чувство неполноценности.
- Чувствует себя некомфортно в социальных ситуациях.
- Спешка, угождение, чтобы все было идеально. Чрезмерно стремится к соревнованию, борется с промедлением.
- Язвы, высокое давление, головные боли, судороги.
Таким людям бывает сложно работать в коллективе, они могут чувствовать «предвзятое отношение» к себе со стороны коллег. Хотя, чаще всего, это не соответствует действительности. Особенно «бьет» по этим навыкам развод родителей. Тогда человек может вообще ощутить себя изгоем.
Если вы заметили похожие затруднения, обращайтесь за помощью. Всегда можно сделать что-то полезное, чтобы исправить ситуацию.
Другие полезные материалы по теме «Воспитание детей и детско-родительские отношения».