Отношения с «трудным» ребенком
Часто ко мне на консультацию приходят родители с проблемами детей. Ребенок не хочет учиться, дерзит, игнорирует просьбы родителей… Как тут не забить тревогу? Однако для такого странного поведения у детей, безусловно, есть причины.
Почему они плохо себя ведут
Причины «плохого» поведения любого человека лежат в его психике. Обычно они даже не осознаются. Вспомните себя, когда вы больны: хочется, чтобы никто не трогал, любые просьбы раздражают. То же самое происходит и с детьми. Учась в школе, дети одновременно несут множество разных нагрузок. Они овладевают новыми знаниями. В это время в головном мозге формируются новые нейронные связи. Ребята учатся дружить со сверстниками, к этому еще добавляется половое созревание. Если в это время в семье присутствует напряжение, избыточные требования или предразводная ситуация, то психика ребенка не выдерживает такого сверхнапряжения, и может наступить срыв.
Интересно, но родители могут сами понять причины стойкого непослушания своих детей, если научатся прислушиваться к своим собственным реакциям. Об этом моя статья.
Раздражение
Если вы испытываете раздражение в ответ на стойкое непослушание своего чада, значит ваш отпрыск борется за ваше внимание. Да-да! Бессознательно он требует того самого внимания к себе, которое ему не дают «просто так». Своего рода «эмоциональный шантаж».
Внимание ребенку необходимо, чтобы он почувствовал: «Я существую! Я имею значение!» При этом годится любой вид внимания: как похвала, так и замечания, крики. В психологии такие реакции называют «психологическими поглаживаниями» или «пинками». Ведь страшнее всего для маленького человечка, если его не замечают. Это больно бьет по его самооценке, которая как раз и формируется в школьные годы.
Замечено, что девочки больше склонны «заслуживать» внимание через прилежание, помощь по дому или хорошие отметки в школе. У мальчиков чаще всего другой стиль. Они самоутверждаются как мужчины, поэтому похулиганить и подерзить по их мнению выглядит гораздо «круче».
Чтобы этого не происходило важно выделять время для общения со своим ребенком.
И речь идет не об уроках «сделал или нет», и не об
оценках, а о его жизни, о его чувствах, о его взглядах на мир.
Для этого полезно выделить минут 10-15, чтобы поговорить со своим чадом: о его настроении, узнать, что ему интересно, с кем он дружит.
Выслушать его, глядя в глаза, без критических замечаний и оценок, как доброго друга. Вы удивитесь, как легко вам удастся наладить с ним дружеский контакт.
Гнев
Если ваша реакция — гнев, значит ребенок на вас за что-то обижен. Его поведение — знак того, что ему очень больно. Он бессознательно хочет, чтобы и вы почувствовали всю меру его боли «на собственной шкуре».
Причины для такой обиды могут быть самыми разными: невыполненное обещание, несправедливое наказание, гиперопека, чрезмерная критика в адрес ребенка, отлучение его от семьи (на все выходные ребенка отправляют к бабушке), родители все время ссорятся или развелись.
Подумайте сами, что характерно для вашей ситуации.
Поймите, сейчас ваш ребенок зависит от вас и вынужден находиться здесь, с вами. У него еще нет взрослого опыта, чтобы справляться с такими трудностями.
Осознав причины его «плохого» поведения, исправьте их. Если вы чувствуете, что были излишне строги или вели себя неуважительно, не стыдитесь извиниться перед ним, признав свою неправоту, или объяснив причины своего срыва.
Будьте уверены, он это обязательно оценит и примет с благодарностью. Ведь вы для него — самые любимые и самые важные люди в жизни.
Отчаянье
Как правило, родители испытывают отчаянье в общении с ребенком, который сам разуверился в своих силах.
У него могут не сложиться отношения в классе, он может переживать из-за конфликта с учителем, не справляться с каким-либо предметом в школе и поэтому чувствовать себя хуже других.
Особенно это ощущение обостряется, если его постоянно сравнивают с другими ребятами. Тогда ребенок внутренне смиряется с тем, что он «плохой», а плохому можно и дерзить, и вести себя плохо. Он даже перестает стараться, поскольку убежден, что «все равно ничего не получиться».
В этом случае страдает самооценка ребенка, и здесь уже надо «бить в набат». Ведь такая жизненная позиция может повлиять на всю его жизнь.
Поэтому если вы заметили, что ваш отпрыск стал равнодушен к учебе, «плывет по течению», не слушается и вышел из под контроля, надо сбросить внутри себя все свои ожидания в отношение него и попытаться наладить с ним контакт в дружеском ключе.
Полезно рассказать ему о своих трудностях, которые вы переживали в его возрасте. Поделиться опытом как вам удалось с ними справиться.
Уместно будет вспомнить какие-то смешные и курьезные истории из своей жизни, чтобы вместе посмеяться и снять избыточное напряжение.
Можно спокойно, без нажима и обвинений предложить ему свою помощь в решении проблемы. То есть «присоединиться» к чувствам вашего отпрыска и своим поддерживающим поведением дать ему знать: «Я — с тобой. Я продолжаю тебя любить, невзирая на твои неудачи. Ты важен для меня сам по себе, и это не зависит от того, хуже ты или лучше других».
Безусловно, важно начать обращать внимание на то, с чем справляется ваш ребенок. Давать ему задания по силам, чтобы постепенно ощущение его успешности нарастало.
Даже если успеваемость в школе еще оставляет желать лучшего, но у сына или дочки что-то хорошо получается в других областях (в спорте, в делах по дому), важно подчеркивать эту успешность, делая акцент на способности ребенка справляться с разными жизненными задачами.
Эта вера в свои способности со временем распространится и на проблемные области. Плохо идет математика? Зато по русскому — пять!
Скрытое послание, которое получит при этом ваш ребенок: «Ты — можешь! Ты — хороший! Плохие оценки по математике не делают тебя хуже». И так вы укрепите веру ребенка в его силы и поднимете его самооценку.
На заметку родителям
Процесс перевоспитания «трудного» ребенка потребует от вас терпения и умения справляться с собственными деструктивными чувствами. Но это — единственный способ, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону.
Будьте готовы к тому, что при смене вашего поведения ребенок может сразу не поверить в искренность ваших побуждений и будет испытывать вас на прочность, продолжая вести себя вызывающе и дерзко. Но если вы выдержите этот «испытательный срок», ваш ребенок рискнет отказаться от своих психологических защит и повернется к вам с благодарной улыбкой.
Статья опубликована в газете «Окно» 28.03.2018г.
Вам может быть интересно:
- аудио «Детский стресс в школе»
- аудио «Как приучить ребенка к порядку»
- аудио «Ребенок-изгой»
- аудио «Белая ворона»